Существует спорное мнение, что Лорд Байрон первым представил вампирскую тему Западной литературе в своей эпической поэме Гяур (1813), но Джон Полидори (John Polidori) сочинил первую «истинно» вампирскую историю «Вампир».
Полидори был личным доктором Лорда Байрона и вампир из рассказа, Лорд
Ратвен (Lord Ruthven), был в основном списан с него — сделав персонажа
первым привычным нам романтическим вампиром. Этот рассказ был написан
для «соревнования в историях о призраках», того же самого соревнования,
который побудил Мэри Шелли написать её роман «Франкенштейн», ещё одну оригинальную историю о монстре.
Другими примерами ранних историй о вампирах являются незаконченная поэма «Кристабель» (Christabel) и лесбийская вампирская история Шеридана Ле Фаню«Кармилла» (Carmilla).
В XVIII веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу
вампиров. В охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.
Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии
с 1725 по 1734. Два известных (и впервые полностью задокументированных
властями) случая затрагивали Петера Благоевича (Peter Plogojowitz) и
Арнольда Паоле (Arnold Paole) из Сербии.
Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз
после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым
на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и нападал на некоторых
соседей, которые умерли от потери крови.
В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший
фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во
время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.
Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы.
Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и
после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей
Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за
деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные
жители стали откапывать могилы. Многие учёные утверждали, что вампиры
не существуют, и ссылались на ... Читать дальше »
Похоже, что до XIX века вампиры в Европе
описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились
самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях
ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на
невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой,
несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских
верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение.
Славянские вампиры
В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в
водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в
определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и
неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром,
следовало положить распятие
в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать
телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по
этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и
должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер,
так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами
или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить
кол сквозь вампира в землю, прибивая т
... Читать дальше »
Рассказы о мертвецах, проливающих кровь найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние.[6] Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu), упомянуты в ранней вавилонийской демонологии, и кровососущие акшары в даже более ранней шумерской
мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая
новорожденных младенцев и беременных женщин. Одна из этих демонов по
имени Лилиту (Lilitu) позже была заимствована иудейской демонологией как Лилит.
Этимология тёмная[1]. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (ǫpirъ? ǫpyrъ? ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда русск.упырь[2], укр.упир, белор.упыр, чеш.upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск.upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. вѫмпырь, позже вѫпиръ, въпиръ
... Читать дальше »